Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Внедрение методики обучения видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм) при помощи электронных  средств обучения на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной

Дата: 18 ноября 2018 в 20:48, Обновлено 11 марта в 11:03
Автор: Щерба С. Л.

                                                                                                                                              

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Внедрение методики обучения видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм) при помощи электронных  средств обучения на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе

Сроки реализации: 2014 – 2016 гг.

Содержание

Актуальность темы инновации                                 

              3

Цель и задачи инновации

              5

Описание научных теорий и разработок

              6

Подтверждение результатов исследований

              7

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной методики

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность внедряемой методики 

Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта                                                                                                                                                                                                                                                   

              8

             11

             

             12         

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Список литературы

            

             13

             

             14

             

  1. Актуальность темы инновации

 Специфика физического воспитания школьников в учреждениях общего среднего образования - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

    Основной формой физического воспитания школьников был и остается урок физической культуры и здоровья. Наряду с решением  данных задач, учителю физической культуры и здоровья необходимо обеспечивать важнейшие требования к уроку: осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности; достигать высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формировать у учащихся навыки и умения самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Все это требует поиска новых приемов, форм и методов обучения школьников.

 Информатизация различных видов учебной деятельности является одним из перспективных направлений повышения качества образования. В настоящее время внедрение средств информатизации образования в учебный процесс по предмету «Физическая культура и здоровье» и во внеклассную работу находится на низком уровне. Это стало основанием для разработки электронных средств обучения, предназначенных для изучения школьниками основ видов спорта. Учеными Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» под руководством заведующего кафедрой спортивных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента В.В. Храмова разработаны следующие ЭСО:

1. Уроки физической культуры и здоровья. Баскетбол. 5-11 классы.

2. Уроки физической культуры и здоровья. Волейбол. 5-11 классы.

3. Уроки физической культуры и здоровья. Футбол. 5-11 классы.

4. Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. 1-11 классы.

5. Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5-11 классы.

6. Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9-11 классы.

           7. Спортивно-оздоровительный туризм.

           Использование ЭСО осуществлялось в учреждении в рамках республиканского педагогического эксперимента в течение двух последних лет. В ходе эксперимента получены данные, позволяющие рассмотреть повышение мотивации школьников к посещению уроков физической культуры и здоровья и внеклассных мероприятий, спортивных секций, повышение уровня двигательной активности за счет увеличения моторной плотности уроков физической культуры. Это обусловлено рядом причин:

-использованием наглядности на уроке, вызывающей интерес, повышающей мотивацию обучения, позволяющей отрабатывать зрительно-моторную координацию движений до автоматизма;

-внедрение в урок виртуальной фигуры сверстника, идеально владеющего техникой выполнения упражнений и др.

         Использование ЭСО позволило повысить профессиональный уровень учителей физической культуры и здоровья в разных видах спорта, в организации работы учащихся на уроке. Факты, собранные в ходе исследования, указали на необходимость создания частной методики, описывающей способ обучения виду спорта при помощи соответствующего ЭСО.

  1. Цель и задачи инновации

Цель инновации: внедрить методики обучения видам спорта «Баскетбол»,  «Легкая атлетика»,  «Футбол»,  основанные на применении электронных средств обучения (ЭСО).

Задачи инновационной деятельности:

1) выявить типичные затруднения, с которыми сталкиваются учителя физической культуры и здоровья, применяющие ЭСО на практических занятиях по физической культуре;

2) выполнить научное обоснование методики обучения видам спорта «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Футбол» при помощи ЭСО;

3) оценить эффективность образовательного процесса по физической культуре, реализуемого с использованием ЭСО;

4) подготовить методики обучения школьников видам спорта «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Футбол», основанные на применении ЭСО.

III. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Методологической базой для реализации проекта служат работы в области теории и методики физической культуры и спорта Ю.Д.Железняка, Л.П.Матвеева, Ю.Ф. Курамшина, В.И.Ляха, Б.А. Ашмарина, В.К.Филиппова и др., трактующие физкультурное совершенствование человека как самореализацию его духовных и физических способностей. Исследованиями А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, И.В. Роберт, Е.С. Полат, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбиц, В.Г.Разумовского и др. показаны пути и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Ведущим условием для осуществления эффективной учебной деятельности при помощи педагогических программных средств является активное информационное взаимодействие в системе «преподаватель-обучаемый-педагогогические компьютерные технологии», направленное на выполнение различных видов самостоятельной деятельности с виртуальными объектами предметной среды.

Специализированным направлением компьютерной дидактики является информатизация сферы физической культуры и спорта. Ее развитию посвящены работы В.В.Осинцева, П.К. Петрова, А.П. Верняева, А.И.Гусева, А.М. Закирова, Н.В.Черных, А.И. Попугаева, Г.И.Пономарева. Системообразующим элементом технологии компьютеризации и информатизации образования по физической культуре являются педагогические программные средства, обладающие комплексом таких функциональных свойств, которые обеспечивают качественно более высокий уровень решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

  1. . Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований

Разработка ЭСО для уроков физической культуры и здоровья была выполнена в рамках реализации научно-исследовательских работ:

1) научно-исследовательская работа, направленная на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь «Научное обоснование и разработка инновационной методики преподавания спортивных игр в рамках факультатива и физкультурно-оздоровительных мероприятий шестого школьного дня»: ЭСО «Баскетбол. 5-11 кл.», «Волейбол. 5-11 кл.», «Футбол. 5-11 кл»;

2) государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 гг»: ЭСО «Легкая атлетика. 1-11 кл.», «Аэробика. 5-11 кл.», «Атлетическая гимнастика. 5-11 кл.».

Апробация ЭСО в практике преподавания учебного предмета «Физическая культура и здоровье производилась в рамках республиканских педагогических экспериментов:

1) Апробация электронного пособия «Баскетбол» в процессе обучения физической культуре и здоровью в V-XI классах общеобразовательных учреждений (2010-2011 уч. год);

2) Апробация электронных средств обучения «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Легкая атлетика», «Аэробика», «Атлетическая гимнастика», «Спортивно-оздоровительный туризм» на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе (2011-2012, 2012-2013 уч. год).

По итогам педагогических экспериментов была доказана принципиальная возможность применения средств мультимедийной наглядности на уроках физической культуры и здоровья. Установлено, что внедрение ЭСО позволяет повысить эффективность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

  1. Описание структуры и содержания внедряемой методики

          Особенности процесса обучения видам спорта определяются тем, что в основе его лежат закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Главные методические проблемы заключаются в выборе оптимальных путей разучивания, закрепления и совершенствования техники физических упражнений, в последовательном использовании средств, методов и приемов, которые гарантировали бы необходимый эффект обучения.

           Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на три этапа: ознакомления, овладения структурой движений и совершенствования в выполнении физического упражнения.

           На этапе ознакомления ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре. Для решения этой задачи приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения (например, снижать высоту препятствия, уменьшать вес снарядов, размеры площадки, снижать интенсивность движения, сокращать дистанцию, не учитывать некоторые правила, которые необходимо соблюдать на соревнованиях). 

           На этапе овладения структурой движений ставятся следующие задачи:

-создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;

-овладеть физическим упражнением, основными приемами, применяемыми в спортивной борьбе, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;

-ознакомить с основами тактики данного вида спорта.

           На этапе совершенствования ставятся и решаются следующие задачи:

-достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях спортивной борьбы;

-развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;

-освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.

          Общее ознакомление с приемом или тактическим действием предусматривает создание у обучающихся ясного и совершенно четкого представления об изучаемом упражнении. Достигается это путем рассказа, образцовым показом и демонстрацией наглядных пособий. Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

        ЭСО по основам видов спорта «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол» является специализированным педагогическим программным средством, которое предназначено для обеспечения образовательного процесса по физическому воспитанию учащихся. Преподаватели могут применять настоящее ЭСО как в рамках учебных занятий по физической культуре, так и для обеспечения секционной и факультативной работы. Особая роль ЭСО заключается в обеспечении самостоятельной работы по овладению комплексом знаний и умений. Ожидается, что разработанное ЭСО позволит добиться повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию за счет более широкого использования дидактического потенциала современных информационных технологий. Овладение учащимися учебного материала позволит им расширить собственный арсенал физкультурно-оздоровительной деятельности.

Учебный материал, размещенный в ЭСО, может использоваться в следующих формах:

1) подготовка к учебному занятию;

2) обеспечение наглядности на учебном занятии;

3) управляемая самостоятельная работа.

В случае применения ЭСО в качестве инструмента для подготовки к занятию, оно будет выполнять функции мультимедийной энциклопедии. Работа с видеонаглядностью необходима для формирования визуальных представлений о технике, стратегии и тактике видов спорта.

Применение ЭСО в процессе практического овладения двигательными действиями заключается в улучшении процессов обеспечения наглядности.

Область применения ЭСО с точки зрения учителя физической культуры:

1) подготовка к преподаванию вида спорта в различных классах с учетом уровня исходной физической и технической подготовленности школьников.

2) формирование конспекта урока с визуализированным учебным материалом;

3) обеспечение наглядности учебного материала, изучаемого в ходе урока;

                4)  демонстрация техники и тактики вида спорта с различными уровнями детализации;

5) формирование домашнего задания для учащихся с визуализированными упражнениями;

6)  оценка уровня владения учениками техникой вида спорта на основе сопоставления с эталоном.

В зависимости от формы организации занятия, целей, которые на них преследуются, а также от результатов педагогического контроля учитель может самостоятельно подбирать уровень сложности учебного материала.

Функциональные возможности ЭСО в обеспечении учебной работы школьников:

1) получение учебной информации в максимально доступной для восприятия форме;

2) полноценное представление о содержании изучаемой двигательной задачи;

3) обеспечение самостоятельной работы;

4)наличие визуальных ориентиров для двигательного самосовершенствования.

  1.  Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность внедряемой методики

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

Баскетбол

Легкая атлетика

Футбол

1

Техническая подготовленность

1.Стойки, перемещения в стойках.

2.Ловля и передача мяча на месте и в движении.

3. Броски мяча по кольцу с места и в движении.

4.Разновидности ведения мяча.

5.Тактические действия игрока.

1.Бег на разные дистанции.

2.Разновидности метания мяча.

3.Разновидности прыжков.

1.Перемещения игрока.

2.Разновидности ведения мяча.

3.Удары по мячу ногой, головой.

4.Остановка мяча ногой, грудью.

2

Теоретическая подготовленность

1.Обеспечение безопасности занятий.

2.Гигиенические знания.

3. Здоровый образ жизни.

4.Правила самостоятельных занятий. Самоконтроль.

5.Олимпизм и олимпийское движение.

3

Физическая подготовленность

1.Челночный бег 4х9 м.

2.Прыжки через короткую скакалку за 1 мин.

4

Востребованность ЭСО по основам видов спорта «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Футбол» участниками образовательного процесса

1.Потребности учителя и школьника, удовлетворяемые при помощи ЭСО по физической культуре.

2.Оценка целесообразности применения ЭСО родителями учащихся и руководителями.

  1. Кадровое и материально-техническое обеспечение  инновационного проекта                                                                                                                                                                                                                                                 

Кадровое обеспечение проекта

Инновационный проект реализуется в 5-ых, 6-ых, 7-ых классах учреждения. Внедрение методики обучения видам спорта «Баскетбол»,  «Легкая атлетика», «Футбол», основанной на применении электронных средств обучения, осуществят учителя физической культуры и здоровья,  имеющие опыт работы в экспериментальном режиме:

  1. Николаеня Владимир Иванович, стаж работы составляет 20 лет, учитель первой квалификационной категории;

  1. Щерба Олег Михайлович, стаж работы составляет 19 лет, учитель первой квалификационной категории.

Анализ кадрового состава показывает, что педагоги имеют высокий уровень профессиональной компетентности для внедрения инновационного проекта.

Материально-техническое  обеспечение проекта

Материально-техническая база и ресурсное обеспечение соответствуют требованиям проекта. В учреждении имеются два спортивных зала, спортивный инвентарь, соответствующий требованиям санитарных правил и норм, два ноутбука, мультимедийный экран, проектор, комплекты электронных пособий.  Предусмотрена конструкция для установки оборудования с учетом обеспечения безопасных условий для проведения учебных занятий, возможность подключение электронного оборудования.

  1. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Дополнительных средств на реализацию инновационного проекта не требуется. В случае возникновения необходимости будут использованы внебюджетные средства учреждения образования. Повышение ставок заработной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Министерства труда от 21 января 2000 года №6 в редакции от 31 августа 2012 года № 93. Внедрение методики обучения видам спорта «Баскетбол»,  «Волейбол»,  «Футбол»,  основанной на применении электронных средств обучения, позволит добиться повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию за счет более широкого использования дидактического потенциала  современных информационных технологий.

  1. Список литературы

1. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

2. Железняк, Ю.Д.  Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К., Петров. -М Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.: Издательский центр "Академия", 2001.- 264с.

3. Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин;  С.А Полиевский, - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 133с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

5. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы) / Е.И. Машбиц -  М.: Педагогика, 1988. — 192 с.

6. Методика физического воспитания школьников / под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

7. Мирошникова, Р.В. Начальное обучение баскетболу / В.Р. Мирошикова, Н.М. Потапова; под ред. В.А. Кудряшова - Волгоград,1994. - 35с.

8. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Физическая культура и спорт,1998. – 496 с.

9. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. / под ред. проф А.В. Петровского. Изд 2-е, доп и перераб. М., «Просвещение»,1976. – 479 с.

10. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 172 с.

11. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 5 . – С. 11.

12. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физическая культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

13. Физическая культура и здоровье. 5-11 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье» / Минск: НИО, 2012. – 83 с.

14. Фураев, А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А.Н. Фураев // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 11. – С. 50-52.

15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

16. Храмов, В. В. Научно-методические основы мультимедийного обеспечения образовательного процесса по физической культуре / В. В. Храмов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 6. - С. 107-112.

17. Храмов, В.В. Мультимедийные технологии на уроке аэробики в общеобразовательной школе / В.В.Храмов, Ю.Е.Герасимова // Вестник Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г.Шевченко. – Чернигов, ЧГПУ, 2011. –С. 408-411.

18. Храмов, В.В. Специфика потребностей в информатизации образовательного процесса по физической культуре / В.В.Храмов // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. – 2012. – Вып. 11. – С. 123-134.

19. Храмов, В.В. Электронное средство обучения для обеспечения образовательного процесса по физической культуре в школе / В.В.Храмов // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия № 15. – Выпуск. 11 // Под. ред. Г.М.Арзютова. – Киев: Изд-во НПУ им. М.П.Драгоманова, 2011. –С. 473-478.

20. Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для педагогических ин-тов и училищ / Б.М. Шиян. - М.: Просвещение, 1998. - 134c.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.