Использование мобильных компьютерных технологий на уроках физической культуры и здоровья
Компьютерные технологии прочно закрепились в содержании образовательной деятельности. Использование компьютерных презентаций, мультимедийных учебников, систем автоматизированного контроля знаний и сетевых телекоммуникационных систем в настоящее время является неотъемлемым элементом современного урока. При этом технологические нововведения крайне медленно проникают в методику преподавания учебной дисциплины «Физическая культура и здоровье». Причиной является недостаток компьютерных средств обучения, которые могут применяться на практическом занятии в сочетании с физическими упражнениями. Данная проблема была преодолена специалистами факультета физической культуры Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (ГрГУ им. Я. Купалы). Коллективом ученых и практиков удалось разработать электронные средства обучения (ЭСО) по различным видам спорта, предназначенные для применения на уроках физической культуры и здоровья. Программная оболочка ЭСО работает на базе операционной системы Android, что позволяет использовать на учебных занятиях планшетный компьютер.
ЭСО представляет собой компьютерный программно-методический комплекс, предназначенный для применения в процессе обучения технике двигательных действий. В содержании ЭСО находится набор видеозаписей с образцовым выполнением технических действий по соответствующим видам спорта. Непосредственно во время практических занятий учитель на мониторе планшетного компьютера демонстрирует школьникам видеоизображение изучаемого технического действия. Для этого в программной оболочке ЭСО предусмотрены следующие специализированные инструменты видеопоказа: замедление скорости видеовоспроизведения, выбор и демонстрация фрагмента видеоклипа. С помощью ЭСО также можно воспользоваться встроенной видеокамерой планшета (смартфона) для записи контрольного исполнения технического действия и сравнения с эталоном. Соответственно у учителя появляется действенный инструмент для сообщения обучающемуся ошибок и погрешностей, который он допускает при выполнении изучаемых двигательных действий. В программной оболочке ЭСО предусмотрена синхронная демонстрация двух видеоклипов, что позволяет сравнивать и оценивать качество исполнения техники физических упражнений на основе конкретных ориентиров.
Внедрение ЭСО в методику преподавания требует комплексного подхода. Необходимо подготовить педагогов к применению технологической инновации на своих уроках, обеспечить учебные занятия компьютерным оборудованием, создать схемы взаимодействия с обучающимися при решении задач по обучению двигательным действиям. Данная деятельность была предметом исследования в ходе реализации программы инновационного проекта на тему «Внедрение методики обучения видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм) при помощи электронных средств обучения на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе (2013-2016)». Педагогический коллектив государственного учреждения образования «Семежевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа имени М.С. Высоцкого» Копыльского района Минской области принимал участие в данном проекте на протяжении двух учебных годов (2014-2015, 2015-2016 гг). С помощью инновационной технологии учителя проводили занятия по футболу, баскетболу и легкой атлетике. Планшетный компьютер и ЭСО по соответствующему виду спорта использовались на всех этапах обучения: от создания представления и начального разучивания до закрепления и совершенствования техники вида спорта.
В процессе выполнения программы внедрения педагогической инновации были получены ряд данных, свидетельствующих о преимуществах нового способа проведения урока физической культуры и здоровья. В первую очередь обратим внимание на изменение моторной плотности урока. По мере накопления опыта по применению ЭСО в практике преподавания отдельных видов спорта наблюдалось увеличения доли двигательной активности в структуре урока (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Показатели моторной плотности урока на учебных занятиях по различным видам спорта
Классы |
2014/2015 уч. год |
2015/2016 уч. год |
||||
Футбол |
Баскетбол |
Легкая атлетика |
Футбол |
Баскетбол |
Легкая атлетика |
|
6 |
55% |
52% |
64% |
58% |
60% |
62% |
7 |
52% |
48% |
61% |
54% |
56% |
63% |
11 |
53% |
53% |
56% |
53% |
58% |
58% |
Известно, что показатель моторной плотности относится к числу важных индикаторов качества учебного занятия по физической культуре и здоровья. Он характеризует время, затрачиваемое на решение задач, имеющих принципиальное значение для результативности процесса физического воспитания. К их числу следует отнести: развитие физических способностей, формирование двигательных умений и навыков, достижение оздоровительного эффекта. Дальнейший анализ выявил интересную закономерность. Оказалось, что по мере внедрения инновационной технологии и совершенствования методики применения ЭСО в практической деятельности учителя физической культуры и здоровья был зафиксирован эффект увеличения уровня учебных достижений обучающихся. В таблице 2 приведены данные успеваемости за три учебных года.
Таблица 2 – Средний балл по предмету «Физическая культура и здоровье» за три учебных года
Класс |
2013/2014 уч. год |
2014/2015 уч. год |
2015/2016 уч. год |
6 |
безотметочное |
8,5 |
9,0 |
7 |
8,9 |
9,2 |
9,2 |
11 |
8.4 |
9,0 |
9,5 |
Современное образование – это в первую очередь деятельность, направленная на побуждение обучающихся к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий. Для этого необходимо развивать способности анализировать удачные и неудачные выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения. Для формирования способностей к анализу собственных движений занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения силы, скорости, времени и других параметров движения с оценкой, получаемой от преподавателя при посредстве технических устройств. При предоставлении ученикам (после выполнения ими попытки) цифровых данных и видеозаписи двигательного действия становится возможным эффективное формирование логических связей между характером выполнения движений и его результатами. При этом словесная коррекция педагога вносит обобщённые уточнения в выполнение движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Эффект в коррекции зависит от времени, затраченного на паузы между повторением движения. Практика показала, что чем короче пауза, тем выше эффект.
Педагогический потенциал внедряемой методики определялся на основании критериев и показателей технической, физической и теоретической подготовленности учащихся по каждому виду спорта, изучалась востребованность ЭСО участниками образовательного процесса, а также отношение родителей школьников к инновационным преобразованиям. Результаты измерений свидетельствуют о положительной динамике показателей технической и теоретической подготовленности учащихся, качества предметного образования по физической культуре. В процессе использования электронных планшетов моторная плотность уроков повышалась, эффективнее проводится анализ и самоанализ учащимися правильности выполняемых упражнений. Это позволяет ученикам наглядно видеть свои ошибки, делать правильную самооценку собственных действий, проводить коррекцию двигательных упражнений.
Анкетный опрос обучающихся показал, что уроки с использованием ЭСО стали более интересными (65%), учебный материал стал более понятным (68%). Большинство опрошенных родителей (83%) положительно оценили внедренное новшество, компьютерные технологии имеют большие перспективы в совершенствовании физического воспитания (62 %). При этом учащиеся отметили, что традиционный способ обеспечения наглядности, когда учитель лично демонстрирует движение, более привлекателен в сравнении с показом видеозаписи. Данную ситуацию следует пояснить в контексте педагогической технологии урока физической культуры и здоровья.
Практика применения ЭСО на практическом занятии предполагает использование мультимедийной наглядности, которая демонстрируется с помощью планшетного компьютера преимущественно для решения задач основной части занятия. В качестве примера рассмотрим процесс освоения достаточно сложного для обычных школьников элемента техники баскетбола – поворот с мячом. Порядок действия учителя следующий. Общее представление о технике учитель создает при помощи личного показа изучаемого движения. Детали построения движения иллюстрируются уже с помощью планшетного компьютера и ЭСО. Доступность информации учебного назначения достигается путем замедления скорости видеовоспроизведения, что позволяет выделить в структуре видеопоследовательности те элементы, от правильного выполнения которых зависит результативность технического действия. Соответственно оптимизируются процессы восприятия и понимания порядка построения движения. После решения задачи по ознакомлению с изучаемой техникой, учащиеся приступали к практическим упражнениям, выполняя вращения на опорной ноге, повороты без мяча и с мячом. Если учитель фиксировал ошибку, то разбор ее содержания и пути исправления производился в индивидуальном порядке с помощью планшета и показа соответствующего видеоклипа. Затем, по мере увеличения количества повторений специальных упражнений и формирования основы техники, учитель начинает применять видеосъемку контрольного выполнения техники поворота с мячом. Ученику демонстрируется в параллельном режиме два видео – эталон и то, как он выполняет данное движение. Данный способ показа очень эффективен для разбора ошибок и демонстрации способа их исправления. Следует обратить внимание на то, что использование планшета на занятии сокращает время, затрачиваемое на создание целостного представления о двигательной задаче, активизирует познавательную активность обучающихся, стимулирует процессы двигательного совершенствования. С помощью ЭСО также повышается корректность оценки уровня учебных достижений.
Для исправления ошибок с использованием ЭСО и планшетного компьютера рекомендуем использовать следующий алгоритм действий:
- произведение видеосъёмки двигательного действия;
- анализ полученного видеоизображения с техникой двигательного действия;
- сопоставление полученных данных с эталонными значениями или рекомендациями;
- принятие решения о коррекции движений;
- сообщение ученику задания, двигательной установки для исправления ошибки в следующей попытке выполнения двигательного действия или выполнения учащимся специально-подводящих упражнений.
Опыт внедрения ЭСО свидетельствует о том, что анализ и интерпретация педагогом совместно с учеником полученных с помощью планшета данных двигательного действия позволяет:
- соотнести чувственный опыт ученика с объективными параметрами его движений;
- практически реализовать в учебном процессе методические принципы физического воспитания сознательности и активности, наглядности обучения.
В процессе работы в рамках проекта учителями на начальных этапах обучения организовывалось преимущественное использование форм опосредственной (демонстрация посредством технического средства) и непосредственной (показ учителем) наглядности при постепенном переходе к, так называемым, формам двигательно-перцептивной (предусматривает формирование представления о физическом упражнении за счёт мышечных ощущений) и смысловой (предусматривает формирование представления о физическом упражнении посредством формально-логических связей) наглядности. Комплексное использование всех форм наглядности в учебном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.
На основе опыта использования видеосъёмки в учебном процессе на занятиях по предмету «Физическая культура и здоровье» мы предлагаем использовать на уроках с учащимися, отнесёнными к различным группам подготовленности, использовать поточный метод, при начальном разучивании движений использовать средства видеозаписи на каждом уроке 2–4 раза в неделю по 6–8 применений для каждого учащегося за одно занятие, при углубленном обучении – 1–2 раза в неделю по 4–6 применений для каждого учащегося за одно занятие, а на этапе совершенствования – 1 раз в неделю по 3–4 применения для каждого учащегося.
При обучении технике двигательных действий с применением видеосъёмки как средства срочной наглядности использовалась схема, предложенная научным руководителем инновационного проекта В.В. Храмовым [1]. Процесс формирования двигательных умений и навыков осуществляется в три этапа.
Этап 1. Задача: создать представление у занимающихся о рациональной и эффективной технике изучаемого физического упражнения.
Средства: рассказ о технике физического упражнения в процессе демонстрации её при посредстве показа видеороликов и иллюстраций с помощью планшета, ноутбука или монитора.
Организационно-методические указания. Целесообразно использовать демонстрацию техники физического упражнения в режиме замедленного показа с остановкой на наиболее важных, ключевых моментах выполнения. Демонстрацию техники следует сопровождать рассказом и объяснением основных закономерностей и условий выполнения физического упражнения.
Этап 2. Задача: научить технике основного звена изучаемого физического упражнения в целом с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.
Средства: выполнение специально-подводящих упражнений для овладения первоначально основным звеном техники изучаемого физического упражнения (бег – бег по дистанции, прыжки – отталкивание, метания – финальное усилие, спортивные игры с мячом – удар по мячу), а затем – отдельными его фазами и техникой упражнения в целом с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Организационно-методические указания. Используется расчленено-конструктивный метод обучения и поточный метод организации учащихся на уроке.
Этап 3. Задача: совершенствование техники изучаемого физического упражнения в целом.
Средства: выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований.
Организационно-методические указания. Используется целостный и расчленённый методы обучения. Следует обеспечить совершенное владение двигательным действием в целом в условиях его практического применения и его частями в условиях, максимально приближённым к соревновательным. Планшет в связи с его универсальностью использовать не только для видеоповторов физического упражнения, а применять для получения срочной информации о кинематических параметрах совершенствуемого физического упражнения (скорость на последних 5 метрах перед отталкиванием в прыжках, угловые положения частей тела при выполнении основного звена техники физического упражнения и т.п.).
Опыт практического использования ЭСО и планшета на уроках физической культуры и здоровья свидетельствует о перспективах нового способа обучения двигательным действиям. Использование ЭСО содействует быстрому и правильному пониманию обучающимися задач урока, позволяет сокращать время на формирование двигательных умений и навыков. По мере реализации программы исследования отмечается формирование положительное отношения учащихся к применению средств электронной наглядности в обучении. Применение ЭСО позволяет обеспечить участников образовательного процесса точной информацией о технике изучаемых действий, что очень важно на начальном этапе обучения.
Электронные планшеты имеют преимущество перед персональным компьютером и мультимедийным проектором, поскольку они существенно мобильнее и могут использоваться не только в спортивном зале, но и на стадионе, спортивных площадках и других плоскостных спортивных сооружениях.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования специализированных электронных дидактических средств и планшетных компьютеров на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе.