Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Справка о результатах реализации инновационного проекта «Внедрение электронных образовательных ресурсов в систему коррекционно-образовательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития»

Дата: 15 ноября 2018 в 19:33, Обновлено 11 марта в 11:02
Автор: Щерба С. Л.

СРОКИ проведения инновационной деятельности:

Сентябрь 2016 года – май 2018 года (два учебных года).

Количество участников: 4 педагога и 7 учащихся

Актуальность проекта, его цели и задачи

         На протяжении двух лет с 1 сентября 2016 года  государственное учреждение образования «Семежевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа имени М.С.Высоцкого» участвовало в реализации инновационного проекта по теме «Внедрение электронных образовательных ресурсов в систему коррекционно-образовательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития».

Педагоги специальных учреждений зачастую используют возможности информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в образовательном процессе фрагментарно. Не в полном объёме систематизирована работа используемых программных средств, системность в их использовании. Не в полном объёме отлажена информационно-методическая среда для использования накопленного опыта в педагогическую практику.

Отсутствие системного научно обоснованного подхода свидетельствуют о наличии проблемы и актуальности поиска путей ее решения.

Одним из путей решения обозначенной проблемы, на наш взгляд, является внедрение в практику работы с учащимися с ОПФР модели системного использования ЭОР в образовательный процесс. Использование ЭОР в образовательном процессе способствует повышению мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников при работе с учащимися с ОПФР.

Таким образом, актуальность инновационной деятельности по внедрению модели системного использования ЭОР в образовательном процессе для нашего учреждения образования обусловлена такими факторами:

- необходимость  повышения качества образования учащихся с ОПФР путём системного использования ЭОР на разных ступенях образования  в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы специального образования;

- потребностями педагогических работников в повышении  результативности своей деятельности, в обновлении повседневной практики работы с учащимися с ОПФР и непрерывном отслеживании результатов деятельности;

- необходимостью роста компетентности специалистов учреждения  образования в вопросах содержания, форм и методов взаимодействия при  обмене  опытом  работы с использованием современных информационных технологий.

Цели и задачи инновационного проекта

Цели:

- повышение качества образования учащихся с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) путём внедрения модели использования электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) при выполнении программ специального  образования

- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов специального образования  учреждения, форм и методов их  взаимодействия при осуществлении деятельности обмена опытом и практического взаимодействия на основе современных информационных технологий.

Задачи:                                                                                                      

• определение стратегии внедрения модели системного использования ЭОР в образовательном процессе при реализации  программ специального  образования;   

• разработка механизмов внедрения модели системного использования ЭОР в практику работы каждого участника инновационной деятельности: учителя-дефектолога, педагога социального, учителей-предметников;                                              

• переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ЭОР в образовательном процессе (коррекционный, общеобразовательный компоненты), систематизации имеющих ресурсов и выработке единых подходов к оценке эффективности их использования;

• повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса;

• обобщение результатов инновационной деятельности на уровне учреждения образования и на уровне деятельности каждого специалиста, работающего с учащимися с ОПФР;                                                                                                                

• трансляция эффективного опыта внедрения модели использования ЭОР в учреждениях образования района, области (семинары, конференции, публикации).

Система и эффективность условий реализации инновационного

проекта в учреждении образовании

В реализации проекта участвовали 4 педагога учреждения, из них: директор учреждения образования Апон С.И. (высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж работы 32 года), заместитель директора  по учебной работе Драцкий М.В. (высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж работы 35 лет), два учителя-дефектолога: Ефимчик  А.Н. (высшее образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 лет, стаж учителя-дефектолога 5 лет), Кунаш-Литвина В.Н. (высшее образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж работы 12 лет, стаж учителя-дефектолога 6 лет, 2016-2017 учебный год), Тимонова Н.Г. (высшее образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж работы 10 лет, стаж учителя-дефектолога 10 лет, 2017-2018 учебный год).

 Для организации работы  использовались: 1 компьютер, ноутбук, мультимедийная установка, экран, принтер,  2 электронных планшета, электронно-образовательные программы.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Все мероприятия проходили в соответствие с календарным планом по работе над инновационным проектом.

С мая по август 2016 года проходил подготовительный этап.

На данном этапе реализации инновационного проекта был проведен ряд управленческих мероприятий: изучены нормативные документы,  регламентирующие инновационную деятельность, сформирована нормативная база управленческого обеспечения реализации проекта, сформирована инициативная группа по реализации инновационного проекта, определены участники инновационной деятельности, разработаны функциональные обязанности и механизмы взаимодействия по реализации инновационного проекта, произошло обновление материально-технического оснащения, документальное оформление инновационной деятельности, разработан календарный план, основные направления инновационной деятельности, размещена  информация о начале реализации  инновационного проекта на сайте учреждения образования. Учителя-дефектологи прошли курсы повышения квалификации  в МОИРО  и сдали сертификационный экзамен пользователя информационных технологий. Для реализации проекта учителя-дефектологи использовали электронные планшеты, ноутбуки и компьютеры. В ходе работы использовался следующий программный материал:

  1. ADALIN
  2. SAM
  3. Usnavalka
  4. Лента времени
  5. Веселые моторы уст.

            План реализации инновационного проекта был представлен в августе 2016 года на педагогическом совете, там же утверждён состав участников  инновационного проекта. 

В октябре 2016 года была разработана система комплексного мониторинга, диагностического инструментария по определению качества и эффективности образовательного процесса. В наличии имеются примерные контрольные работы, тестовые задания, промежуточные проверочные работы по предметам «Математика», «Человек и мир» для 1-5 классов по программе для детей с нарушением психического развития (трудности в обучении) и для 1-8 классов по программе первого отделения вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью (Приложение 1).

          На протяжении реализации инновационного проекта было организовано психолого-педагогическое сопровождение педагогов, обучающихся и родителей обучающихся. Проводилась работа по организации взаимодействия с другими образовательными учреждениями-партнерами, на базе которых также осуществляется инновационная деятельность (в ноябре 2016 года была организована поездка в Новогрудскую школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи по обмену опытом). В течение всего периода было организовано научно-методическое консультирование участников инновационной деятельности руководителем проекта.

В конце первого полугодия каждого учебного года была проведена диагностика успешности обучения, степени утомляемости, психологической комфортности учащихся. В течении работы учителями-дефектологами были использованы разнообразные электронные образовательные ресурсы, разработаны и апробированы презентации по предметам «Математика», «Человек и мир» по разным разделам и темам программы.  

         Согласно календарному плану реализации инновационного проекта в 2016-2017 учебном году были проведены уроки по курсу “Человек и мир” с использованием электронных средств обучения:

- в 5 классе в ноябре-декабре 2016 года (6 уроков), в марте 2017 года (6 уроков), всего 12 уроков по темам: «Природа живая и неживая»,  «Явления природы», «Изучение природы человеком», «Вода в природе»,  «Лёд, снег – вода в твёрдом состоянии», «Роса, иней, туман», «Круговорот воды в природе», «Реки и озёра Беларуси», «Подземные богатства», «Песок – строительный материал»,  «Применение металлов и сплавов», «Охрана природы – обязанность каждого человека».

- по математике в 4 классе  по программе 5 класса вспомогательной школы (1-е отделение) - в октябре, декабре (5 уроков); в феврале, апреле (5 уроков) по темам: «Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Многоугольники. Построение многоугольников», «Таблица умножения и деления чисел в пределах 20», «Сутки, минута, неделя. Работа с циферблатом»,  «Месяц, год. Работа с календарем», «Круг и окружность. Центр круга».

         В 2017-2018 учебном году были проведены уроки:

- по курсу «Человек и мир» в 3 классе по программе 4 класса для детей с трудностями в обучении в сентябре-октябре (6 уроков), в декабре (2 урока), в марте-апреле (7 уроков) по темам: «Основные формы земной поверхности», «Равнины», «Формы земной поверхности Республики Беларусь», «Подземные богатства», «Погода», «Снег и лед», «Осень», «Зима», «Сезонные изменения в природе», «Апрель - весенний расцвет природы», «Май – месяц зелени», «Лето».

Учителями-дефектологами разработаны планы-конспекты проведенных уроков (Приложение 2).

Результаты инновационной деятельности

Анализируя результативность инновационной деятельности на практическом этапе можно констатировать, что, согласно разработанным критериям, наблюдается положительная динамика развития общеучебных умений и навыков, наблюдается улучшение психического состояния и повышение познавательной активности учащихся.  Учащиеся овладели правилами поиска и хранения информации, научились её применять и воспроизводить на  уроках, умеют находить нужную презентацию по теме урока. Знания, полученные на уроках по предметам «Математика», «Человек и мир» с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают детям свободно ориентироваться в информационном пространстве, повышают уровень самооценки личной информационной компетентности. Учащиеся стали чаще проявлять инициативу, самостоятельно находить пути решения проблем, возникающих во время выполнения индивидуальных заданий, научились критически воспринимать, анализировать, оценивать получаемую информацию.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Одним из направлений инновационной деятельности стало изучение мнения и ознакомление общественности о ходе и результатах эксперимента. Вопросы о ходе и результатах инновационной деятельности рассмотрены на  общешкольных родительских собраниях (протоколы от 05.09.2016, 03.04.2017), учителя-дефектологи Ефимчик А.Н. и Кунаш-Литвина В.Н. познакомили с работой по инновационному проекту на районном методическом объединении учителей-дефектологов, в ноябре 2016 года был проведен круглый стол по обмену опытом в Новогрудской школе-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. В апреле 2018 года учителя-дефектологи Ефимчик А.Н., Тимонова Н.Г. презентовали опыт работы по реализации инновационного проекта на районном методическом объединении учителей интегрированного обучения и воспитания. 

                  

Заключение

Опыт работы показывает:

Использование ЭСО содействует быстрому и правильному пониманию  цели и реализации поставленных задач урока.

 Формируется  положительное отношение учащихся к применению электронных средств обучения на уроках.

Наблюдается положительная динамика развития общеучебных умений и навыков, наблюдается улучшение психического состояния и повышение познавательной активности учащихся.

Использование ЭСО позволяет овладеть правилами поиска и хранения информации, учит применять и воспроизводить на нужном этапе урока, помогает свободно ориентироваться в информационном пространстве, повышает уровень самооценки личной информационной компетенции, способствует превращению полученной информации в собственное знание.

Реализация данного инновационного проекта повышает уровень удовлетворенности работой педагогов по повышению качества образования, помогает регулярно и системно использовать ИКТ в практике работы учителя-дефектолога.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о целесообразности  использования электронных средств обучения при проведении уроков, коррекционно-педагогических занятий с учащимися с особенностями психофизического развития.

Директор учреждения образования:                    С.И.Апон

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выніковы  і прамежкавы кантроль па прадмеце “Чалавек і свет”

 па праграме  6 класа першага аддзялення дапаможнай школы для дзяцей з  лёгкай інтэлектуальнай   недастатковасцю      

1. Абвядзі літару з правільным адказам.

Назва нашай Радзімы –

а) Расійская Федэрацыя;

б) Рэспубліка Беларусь;

в) Кітайская Народная Рэспубліка.

2. Прадметы жывой прыроды – гэта:

а) машына, цацка, крэсла;

б) сонца, паветра, вада;

в) бяроза, заяц, карова.

3. У якую пару года жоўкне і ападае лісце, ляцяць у вырай птушкі, людзі збіраюць ураджай?

а) увосень;

б) улетку;

в) увесну.

4. Адгадай загадку.

Снег ляжыць, мароз трашчыць, травы нідзе няма.

Ясна ўсім: прыйшла …

а) вясна;

б) зіма;

в) бяда.

5. Які парадак зімовых месяцаў правільны?

а) студзень, снежань, люты;

б) снежань, студзень, люты;

в) студзень, люты, снежань.

6. Падбяры абагульняльнае слова для групы прадметаў прыроды.

Яблык, сліва, груша – гэта …

а) агародніна;

б) вырабы рук чалавека;

в) садавіна.

7. Што трэба рабіць, каб цела заставалася чыстым?

а) не хадзіць на вуліцу;

б) загараць;

в) мыцца.

8. Частка дарогі, прызначаная для праезду транспарту, гэта :

а) тратуар;

б) праезная частка;

в) газон.

9. Па якім нумары ты будзеш тэлефанаваць у выпадку пажару?

а) 103;               б) 102;             в)101.  

10. Птушкі, якія адлятаюць на зіму ў вырай, называюцца…

а) пералётныя;                         б) зімуючыя;               в) свойскія.

  1. Закрэслі лішняе слова, дапішы абагульняючае слова.

Вада, глеба, сонца, паветра, бяроза, зорка – гэта …

  1. Знайдзі прыкметы, уласцівыя жывой прыродзе, пастаў над імі знак “+”.

Не рухаецца, сілкуецца, цячэ, размнажаецца, расце, асыпаецца, дыхае, памірае, бачыць.

  1. Складзі апісанне рыбы, падкрэсліўшы зялёным колерам правільныя сцвярджэнні.

Месца пасялення:

вадаём

поле, луг

суша і вада

лес

Асаблівасці  вонкавага выгляду:

цела пакрыта вільготнай голай скурай

цела пакрыта пер’ем

маюць абцякальную форму, жабры, плаўнікі

маюць шэсць ног

Прадстаўнікі:

капусны бялян, паўлінава вока, адмірал

вавёрка, ліса, мядзведзь

крыжадзюб, бусел, зімародак

лешч, плотка, судак

Галоўнае прызначэнне:

апыляльнікі раслін

захавальніцы раўнавагі ў прыродзе

знішчальнікі шкоднікаў раслін

падтрымальнікі прыроднага балансу

  1. Знайдзі памылкі ў апісанні расліны, закрэслі і выправі.

Большасць раслін мае карэнне, лісце, сцябліны, грыбніцу, кветкі. Карані ўсмоктваюць з зямлі ваду і шкодныя рэчывы. Лісце – апора расліны. Сцябло здабывае сілкаванне з паветра, для гэтага расліне патрэбна святло. Кветкі, плады, насенне патрэбны для размнажэння. Расліны бываюць культурныя і некультурныя.

  1. Паразважай на тэму:

Выконваць “залатое” правіла паводзін –гэта значыць …

  1. Злучы стрэлкамі ўстойлівыя выразы з паняццямі, якія яны абазначаюць.

цудоўная “камора”                                          жабы

захавальніцы раўнавагі ў прыродзе              глеба

лёгкія зямлі                                                      бульба    

другі хлеб                                                        лясы

Диагностические задания по предмету «Человек и мир» по программе 4 класса для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)          

    Тема “Зима”

Погода и растения зимой. Снег и лёд. Роль снега в жизни растений и животных

  1. Допиши предложения.

Зимние месяцы -   _____________,  _________________,  ____________.

Зимой дни _____________, а ночи ____________. Солнце поднимается над землёй __________, светит _____________. Воздух ________________.

Идёт __________. На земле ____________. Реки и озёра покрывает __________. Деревья и кусты стоят _____________. Только ___________ и _______________ остаются зелёными. 

  1. Вспомни свойства снега и льда. Соедини стрелками.

                       холодный

                    твердый

Снег                              мягкий  (рыхлый)

                          бесцветный

                белый

                           прозрачный

                               непрозрачный

                          в тепле тает

  1. Ответь на вопросы кратко.

В каком месяце выпадает первый снег? ___________________________.

В каком месяце снег покрывает леса и поля? ________________________.

Когда водоёмы покрываются льдом?  

Когда на оконных стёклах появляются узоры? ____________________________. Бывает ли снег в ясную морозную погоду? _____________________________________________________ .

  1. ИзображениеИзображениеСоедини стрелками название снега и его описание.

Снег, похожий на клочья ваты, -   крупка

Снег, похожий на твёрдые белые шарики, -                                      наст

Чистый свежий снег –                                                                          мокрый снег    

Снег, который можно лепить –                                                           хлопья         

Крепкая ледяная корка на поверхности сугроба -                            пороша

  1. Дополни предложения.

Зимой снег помогает ___________,  ______________ и ____________.

Под снежным одеялом _____________ корни, почки и семена растений.

Выводят под снегом детёнышей ____________________. Прячутся в снег на ночь ______________, ___________, ___________. Под снегом ____________________.

                                         

                                   Животные зимой

  1. Заполни таблицу: поставь знак «+».

насекомые

лягушки и жабы

Змеи и ящерицы

Лоси, олени, зубры

мыши

ежи

белки

волки

лисы

барсуки

барсукиии

Зимой спят

Бродят по лесу и ищут добычу

Грызут кору и ветки деревьев

Поедают свои запасы

Приходят к кормушке

  1. Допиши предложения.

В Беларуси зимуют птицы: _______________________________________________________________________________________________________________________________.

(Каким?) _____________птицам зимой ________________ и __________________  . Птицы  собираются в ____________и  летят к жилью человека. Люди для птиц развешивают ________________.

  1. Какой корм можно положить в кормушку для птиц и диких зверей? Обозначь стрелками. Зачеркни лишние слова.

Кормушка  для птиц                                         Кормушка для  животных                                                 

хлебные крошки                                  сено                           зерно

мясо          картофель                          семечки

несоленое сало                 овощи                 молоко

  1. Отметь знаком «+» правильные ответы.

Пропалывают огород;

Собирают урожай овощей и фруктов;

Убирают снег с дорог, улиц, тротуаров;

Посыпают песком скользкие места;

Сгребают сухую траву и опавшие листья;

Убирают с крыш снег и сосульки;

Подкармливают диких зверей и птиц.

  1. Рассмотри картинку . Закончи предложение. Дети радуются зиме, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья.  Мой дом

Кухня. Спальня.  Детская  комната.  Гостиная. Прихожая.  Ванная

  1. Запиши свой домашний адрес.

Город (деревня)______________________________

улица ______________________________________

дом_________________________________________

квартира ____________________________________

  1. Что нужно на кухне? Отметь знаком «+».

(картинки с изображением фартука, стола, терки, шампуня, мыльницы, прихватки).

  1. Что где стоит? Соедини стрелками.

ИзображениеРабочий стол, навесные шкафчики, ящики для посуды    Прихожая

Кровать, тумбочка, полка для книг        Кухня

  1. Узнай по описанию и соедини.

ИзображениеКомната уютная, просторная, где семья отдыхает                 Детская

Комната уютная, где делают уроки, играют и спят                Ванная

Комната маленькая, где умываются                                         Гостиная

  1. Что где делают? Соедини стрелками.

ИзображениеИзображениеГотовят еду         Прихожая

Спят Гостиная

Отдыхают  Спальня

Одеваются и раздеваются     Кухня

Что из чего сделано? Свойства и качества материалов

  1. Что сделано из пластмассы? Отметь знаком «+».

Пуговица, сумка, расческа, перчатки, мыльница.

  1. ИзображениеЧто из чего сделано? Соедини стрелками.

Лампочка, стакан, банка                                                         Из глины

Книга, тетрадь, дневник                                                         Из стекла

Кувшин, чашка, миска                                                                      Из бумаги

  1. Обведи букву с правильным ответом

Окружающие нас предметы:

а)  выполнены из различных материалов;

б)  выполнены только из кожи;

4. Узнай по описанию и соедини стрелками:

ИзображениеГладкая, упругая, плавает, рвётся, горит                                      Стекло

Тяжёлый, звонкий, непрозрачный,

прочный, тонет, не горит                                                       Резина

Прозрачное, твёрдое, хрупкое, тонет,                                 Металл

режет

Поддержание чистоты и порядка в доме.  Уход за комнатными растениями

  1. Отметь знаком «+» предметы для уборки

Ведро, средство для мытья стёкол, швабра, метла, тряпка для пола, шампунь.

  1. Отметь знаком «+» комнатные растения:

Папоротник, плющ, одуванчик, ряска, традесканция.

  1. Что чем делают? Соедини стрелками.

ИзображениеИзображениеМоют полы         Пылесосом

Чистят ванну и раковину                  Тряпкой и шваброй

Пылесосят ковры                           Чистящим средством

  1. Узнай по описанию и соедини стрелками.

ИзображениеИзображениеПо легенде, мой цветок                      

Клады открывает.                          Плющ      

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой                          Папоротник

Многоножка ползёт,

С собой листья везёт.

Техника в быту человека. Правила пользования электрическими  приборами

  1. Отметь знаком «+» бытовые электроприборы:

Коробок спичек, стиральная машина,  пылесос,  розетка,  фен,  миксер, холодильник, утюг, телевизор,  микроволновая печь.

  1. Обведи букву с правильным ответом.

Бытовые электроприборы:

а) эти предметы помогают человеку;

б) эти предметы не помогают человеку в быту.

3. Что для чего нужно? Соедини стрелками.

ИзображениеИзображениеМикроволновая печь                   Вскипятить воду

Электрочайник                             Сварить кофе         

Кофеварка                                     Подогреть пищу

4  С какими высказываниями ты согласен? Отметь знаком «+».

Изображение       Электроприборы нужно отключать от сети по окончании работы.

Изображение       Электроприборы можно оставлять включёнными без присмотра.

Причины пожаров в доме

  1. Обведи букву с правильным ответом.

     При пожаре нужно звонить по номеру:

а) 101;                    б) 102;                            в) 103.

2.  Отметь  знаком «+» причины пожаров.

Неисправное печное отопление               Включенная гирлянда на ёлке

Игра детей со спичками                            Работающие  электроприборы    

Сушка белья над газовой плитой

3.Отгадай загадку и обведи букву с правильным ответом:

Шипит и злится, а воды боится.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

а) змея;                         б) огонь                           в) утюг 

4. С какими высказываниями ты согласен? Отметь знаком «+»

При пожаре нужно:

Изображение     вызвать службу спасения;

Изображение    залить пламя водой;

Изображение     набросить одеяло;

Изображение     убежать или спрятаться.

                 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

  1. Заполни таблицу.

                                                             Кухня

Гостиная

Спальня

Прихожая

Ванная

мойка

диван

кровать

шкаф

ванна

  1. Найди и зачеркни лишнее слово в строчках.

Чашка, тарелка, стакан, холодильник.

Пылесос, миксер, фен, утюг, веник.

Дерево, металл, стекло, ведро.

  1. Как надо ухаживать за растениями? Отметь знаком «+».

 - Поливать редко

 - Вытирать пыль

 - Рыхлить землю

 - Не пересаживать.

4. Отметь знаком «+», что можно делать.

-зажигать газовую плиту, когда в помещении есть запах газа;

-включать электроприборы, когда в помещении есть запах газа;

-детям включать электроплиту;

-детям зажигать газовую плиту в присутствии взрослых;

 - детям играть со спичками;

-детям растапливать печь;

-детям учиться у взрослых включать электроплиту.

5. С какими высказываниями ты согласен? Отметь знаком «+».

-никогда не балуйся со спичками;

-самостоятельно зажигай газовую плиту;

-не оставляй без присмотра электроприборы;

-играй с зажигалкой;  

-не играй с жидкостями (бензин, керосин), которые могут вспыхнуть.

Тэма “Жывая прырода. Свет раслін”

Тэст 1

Абвядзі кружком літару з правільным адказам або падкрэслі правільны адказ.

  1. Адгадай загадку:

Зялёная -  ды не трава, хоць белая – ды не снег,

Уся кучаравая – ды не галава.

а) ліпа; б) бяроза

2. Знайдзі дрэва:

Рабіна, каліна, маліна.

3.Якое з гэтых дрэў вечназялёнае?

Дуб, сасна, асіна.

  1. Знайдзі пладовыя дрэвы:

а) маліна, парэчкі, агрэст.

б) вішня, яблыня, груша, сліва.

5. Дай агульную назву:

Ядловец, маліны, чарніцы.

а) кусты, б) дрэвы

Тэст 2

Абвядзі кружком літару з правільным адказам або падкрэслі правільны адказ.

  1. Адгадай загадку:

Над зямлёй трава, пад зямлёй бардовая галава.

а) морква; б) буряк

2.  Знайдзі агародніну:

Сліва, стрэлкі, цыбуля.

3.Якая з пералічанай агародніны з’яўляецца караняплодам?

Памідор, агурок, морква.

4.Адзнач “другі” хлеб беларусаў.

Бурак, бульба.

  1. Дай агульную назву:

Агурок, памідор, морква, капуста.

а) садавіна; б) агародніна

Тэст 3

Абвядзі кружком літару з правільным адказам або падкрэслі правільны адказ.

1.Адгадай загадку:

Ёсць адна такая кветка,

Не ўплятаецца ў вянок,

Злёгку дзьмухнеш на яе ты –

З кветкі сыплецца пушок.

а) званочак; б) дзьмухавец.

2.Адзнач пустазелле:

Агурок, пырнік, цюльпан.

3.Дай агульную назву:

Лебяда, крапіва, пырнік, дзьмухавец.                    Агародніна

Агурок, цыбуля, часнок, памідор, капуста.           Пустазелле

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Конспект занятия по развитию речи  в 4 классе по программе  для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

Тема: Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением

Задачи: закреплять и уточнять представления детей о деревьях и цветах (их названии, частях, место произрастания, основных отличительных признаках);

расширять словарный запас (деревья, цветы, береза, дуб, рябина, клен, осина, ромашка, одуванчик, василек, роза, тюльпан);

формировать умения узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие; учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев и цветов, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

Развивать операции сравнения, при определении внешних признаков деревьев и цветов; развивать мелкую моторику и координацию речи с движениями; развивать слуховое восприятие в процессе прослушивания и называния голоса птиц; совершенствовать операции обобщения при формулировке ответов на вопросы; активизировать мыслительные операции на материале загадок.

Оборудование:

Картинки деревьев и цветов; картонные листья березы, рябины, клена, осины, электронная презентация «Лес», гербарий листьев деревьев, произрастающих в Беларуси.

                                                           Ход занятия:

Организационная часть.

а) «Лесная песенка»

Звучит песенка. Дети с педагогом внимательно ее слушают (слайд 1):

Чиви – чиви, жу – жу – жу,

Туки – туки, фью – фью – фью,

Вот она какая, музыка лесная.

- Вам понравилась песенка?

б) Игра-инсценировка «Путешествие по лесу»

- Ребята, я вас приглашаю в интересное путешествие по лесу. Сказочный поезд нас уже давно ждет. Занимайте места в вагончиках и поехали. Чтобы было веселее, давайте споем песенку:

Ой, ребята, та – ра – ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужке дубок.

(Включается фонограмма с записью голосов птиц) (Слайд 2)

в) Задание «Угадай, кто поет»

- Ребята, а кто это в лесу поет?

- А как эта птица называется? (дети слушают фонограмму с записью голосов птиц). А какой птице принадлежит этот голос?

2. Основная часть.

а) Беседа о деревьях.

- Посмотрите вокруг. Что есть в лесу? (Слайд 3 с изображением деревьев и цветов)

- В лесу много деревьев, цветов, кустов, грибов, ягод и т.д.

- Посмотрите, в лесу растет много или мало деревьев?

- В лесу растут одинаковые или разные деревья?

- Какие деревья растут в лесу?

б) Дидактическая игра «Узнай по описанию».  (Слайд 4)

- Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Я буду рассказывать вам о дереве, а вы должны найти его изображение на картинке и сказать, как оно называется.

- Ствол тонкий, прямой, белого цвета, листья округлой формы. (Береза)

- Ствол толстый, коричневого цвета, вместо веток большие иголки. (Сосна)

- Ствол тонкий прямой, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. Осенью на нем созревают красные ягоды. (Рябина)

- Большое дерево, его мощный ствол покрыт плотной крепкой корой, лист овальной формы, кроме листьев у него есть желуди. (Дуб)

- Листья продолговатые узкие, ветки длинные, свисающие края. (Ива)

- Лист имеет форму звездочки, семена называют «Курносики». (Клен)

- Ствол гладкий, листья по форме круглые и все время дрожат на ветру. (Осина)

в) Образование относительных прилагательных.

- Есть много разных деревьев. Они отличаются друг от друга внешним видом. По одному листочку можно узнать дерево. Вот листья деревьев, все они разные. (На столе лежит гербарий с листьями разных деревьев).

- Кто покажет лист клена? - Какой лист у клена?

- У клена лист большой, с острыми зубцами (педагог показывает зубцы листа), он похож на растопыренную ладошку.

- Покажите лист рябины. - Какой лист у рябины?

- У рябины лист состоит из множества мелких листочков. Он похож на перышко.

- Покажите лист березы. - Какой лист у березы?

- У березы лист маленький, с резными краями. Он похож на маленькое сердечко.

- Покажите лист дуба. - Какой лист у дуба? – А теперь поиграем. На доске контуры. У вас в конвертах – листья разных деревьев. Нужно узнать, от какого дерева листок, и назвать его. Если вам трудно определить, можно приложить листочек к образцу.

Лист дуба – дубовый лист; лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист; лист ивы – ивовый лист и т.д.

г) Физкультминутка.

Мы вокруг березки весело пойдем, (дети становятся в круг и идут)

Руки вверх поднимем,  покружимся слегка. (поднимают руки и кружатся)

И подбросим листья вверх под облака. (делают движение подбрасывания)

д) Отгадывание загадки.

- Кроме деревьев в лесу растут и другие растения.

- Отгадайте загадку. Найдите карточку-отгадку. (Предлагаются несколько картинок с изображением различных цветов).

Пушистый цветок качнул ветерок.

Ой! –и  шапка долой. (Одуванчик.) (Слайд 5)

е) Уточнение знаний и представлений о цветах.

- Где растут цветы? (в лесу, в поле, в саду…)

- Сегодня цветы выросли в нашем классе. (Дети ходят по классу и собирают картинки с изображением цветов.)

- Какие цветы нарисованы у вас на картинках? (Ландыш, ромашка, одуванчик, роза, тюльпан). - Как можно назвать цветы, которые растут в лесу? (Лесные.)

- Как называются цветы, которые растут в поле (саду)? (Полевые, садовые.)

- Для чего возле своих домов, в парках, на улицах города люди высаживают цветы?

ж) Называние частей дерева и цветка.   

- У каждого из вас картинки. Какой цветок на ней изображен? (Ромашка.)

- Какие части у него есть? (Бутон, лепестки, листья, стебель, корни.)

- А теперь вспомним, какие части есть у каждого дерева, и назовем их. (Педагог выставляет перед детьми картинку с изображением березы) – (Листья, ветки, ствол, корни.)

- Какие одинаковые части у дерева и цветка? Назовем их.

з) Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных.

- Цветы доставляют людям много радости своей красотой и приятным запахом. Не зря люди придумали цветам ласковые названия: колокольчик, одуванчик. Мы сейчас тоже будем называть цветы ласково:

Ромашка – ромашечка ,тюльпан – тюльпанчик

Василек – василечек, роза – розочка и т.д.

и) Дидактическая игра «Назови одним словом».

- Береза, ива, рябина… - это…

- Роза, астра, ромашка, колокольчик… - это…

3. Заключительная часть

а) Составление разрезных картинок из четырех частей.

- В конвертах – разрезные картинки. Нужно их сложить так, чтобы получилась целая картинка. (Дети составляют и называют, какое дерево (цветок) у них получился.)

б) Подведение итогов.

                                                         

                                                         

БЕЛАРУСЬ – МОЙ КРАЙ, МАЯ РАДЗІМА

(Падарожжа па родным краі)

Мэты: абагульніць веды вучняў аб гістарычным мінулым нашай Радзімы; выхоўваць пачуццё павагі да свайго роднага краю, да яго гісторыі і сучаснасці; паглыбіць веды аб разнастайнасці жывёльнага і расліннага свету Беларусі; садзейнічаць узбагачэнню слоўніка вучняў новымі словамі і паняццямі.

Абсталяванне: палітыка-адміністрацыйная карта Беларусі, партрэты Францыска Скарыны, Ефрасінні Полацкай, Усяслава Чарадзея,  Янкі Купалы, Якуба Коласа; паштоўкі з адлюстраваннем беларускіх гарадоў, ілюстрацыі раслін і жывёл нашага краю; Чырвоная кніга Беларусі; ілюстрацыі краявідаў роднага краю, электронныя сродкі навучання: камп’ютар, экран для паказу прэзентацыі.

Настаўнік чытае верш Якуба Коласа (запісаны на дошцы):

О, край родны, край прыгожы!

Мілы кут маіх дзядоў!

Што мілей у свеце божым

Гэтых светлых берагоў,

Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,

Дзе бары-лясы гудуць,

Дзе мядамі пахнуць грэчкі,

Нівы гутаркі вядуць;

Гэтых гмахаў безгранічных

Балатоў тваіх, азёр,

Дзе пад гоман хваль крынічных

Думкі думае прастор;

Дзе ўвосень плачуць лозы,

Дзе вясной лугі цвітуць,

Дзе шляхом старым бярозы

Адзначаюць гожа пуць!

 - Сёння мы адправімся ў падарожжа па родным краі. Паедзем у блакітным вагоне ад станцыі да станцыі. Пры гэтым мы з вамі будзем не толькі экскурсантамі, але і экскурсаводамі. І свае расказы будзем суправаджаць дэманстрацыяй розных ілюстрацый і здымкаў. Падарожжа пачынаецца. Хутка мы спынімся на першай станцыі.

(Дзеці спяваюць песню “Блакітны вагон”)

(Слайд 1 – станцыя “Гістарычная”)

Як дрэва не можа жыць без каранёў, так і народ не можа існаваць без сваёй гісторыі, культуры, сваіх сімвалаў памяці. В.Ляшковіч

Настаўнік. Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – другое. Прыйшлі беларусы… Вельмі пану Богу яны спадабаліся. Ён і пачаў іх надзяляць: “Рэкі вам даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, каб былі ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад шмат багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ нешта.

А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах – чародамі, і рыба ў рэках – касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы – як чай.

Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзі вы будзеце таленавітыя, на музыку, песні, вершы здатныя. На дойлідства – таксама.

І будзеце вы жыць ды жыць…” (Паводле Ул.Караткевіча)

  1. Людзі прыйшлі на нашу зямлю ў час аднаго з пацяпленняў. На поўдні Беларусі, паблізу Сожа, Дняпра і Прыпяці пасяліліся першыя яе жыхары. Гэта было больш за 40 тысяч гадоў назад.

У адным паданні гаворыцца, што сыну, якога звалі  Белаполь, пасля смерці бацькі засталіся сабакі. Пусціў ён іх: аднаго – у адзін бок, а другога – у другі. Па тых слядах, дзе прабеглі сабакі, у адзін бок пацякла Дзвіна, а ў другі – Днепр. На гэтых абшарах Белаполь і пасяліўся. Ад Белаполя пайшлі розныя плямёны, якія пазней сталі называцца беларусамі.

 - Адкуль паходзіць назва  Беларусь?

(Слайд 2 - станцыя “Батанічная”)

Зямля Беларусі! Бары і дубровы,

Жытнёвае поле, шаўковы мурог.

У промнях рабіны заход вечаровы,

Што клёкат буслоў – ручаёў пералівы

І ў шумных прысадах стужкі дарог. П.Броўка

Настаўнік. Беларусь вызначаецца багатай расліннасцю лясоў, лугоў, балот і вадаёмаў. Лясы займаюць трэцюю частку тэрыторыі краіны. У нашых лясах расце каля 30 відаў дрэў. Багаты і разнастайны жывёльны свет лясоў. Тут жывуць ласі, казулі, зайцы, вавёркі, сустракаюцца высакародныя алені.

Жыхара лесу дзятла называюць санітарам. З-пад кары аднаго вялікага дрэва дзяцел можа выцягнуць да 10 тысяч шкодных насякомых. У нашых лясах каля 10 відаў гэтых птушак.

Самая буйная рыба беларускіх вадаёмаў – сом. Ён можа дасягаць 5 метраў у даўжыню.

На жаль, многія віды раслін і жывёл знікаюць з нашай зямлі. У 1979 годзе была заснавана Чырвоная кніга Беларусі, куды ўвайшлі звесткі пра тыя віды раслін і жывёл, што з’яўляюцца рэдкімі. У 1-е выданне Чырвонай кнігі было ўключана 80 відаў жывёл, у другім выданні, выпушчаным у 1993 годзе, было ўжо 182 віды. Апошнія папраўкі ў Чырвоную кнігу ўнесены ў 2004 годзе.

  1. Запаведнік “Белавежская пушча” – адзін са старажытных у свеце. Гэтыя мясціны былі аб’яўлены запаведным лясным масівам яшчэ ў канцы 14 стагоддзя. У 1991 годзе Белавежскай пушчы быў нададзены статус нацыянальнага парку. Сёння тут жывуць каля 200 зуброў, 2000 высакародных аленяў, 100 ласёў, 2000 дзікоў, 1500 казуль. Водзяцца лісіцы, барсукі, гарнастаі, куніцы, выдры і іншыя звяры. 44 віды раслін і 14 відаў жывёл, што сустракаюцца ў пушчы, занесены ў Чырвоную кнігу. Напрыклад, белы гарлачык, плюшч, пугач, чорны бусел, чаратовая рапуха і інш.

(Кароткі расказ пра Бярэзінскі і Прыпяцкі запаведнікі)

Настаўнік прапануе правесці “Краязнаўчы калейдаскоп”. Клас дзеліцца на дзве каманды: “Сасна” і “Дуб”. Камандам па чарзе задаюцца пытанні:

  1. Што з’яўляецца галоўным прыродным багаццем нашай краіны? (Лясы)
  2. Якое дрэва самае распаўсюджанае ў Беларусі? (Сасна)
  3. Які запаведнік на тэрыторыі нашай краіны лічыцца адным з самых старажытных у свеце? (Белавежская пушча)
  4. Якая жывёла лёгка бегае па балотах,  дзе іншыя патанулі б?
  5. Якой істоце значна лягчэй бегчы на гару, чым з гары? Чаму?

        (Зайцу. Бо пярэднія ногі ў яго кароткія, а заднія – доўгія)

  1. Які запаведнік з’яўляецца радыяцыйна-экалагічным? (Палескі)
  2. Уладзімір Караткевіч назваў сваю кнігу пра Беларусь “Зямля пад белымі крыламі”. Пра крылы якой птушкі ідзе гаворка? (Бусла)
  3. Чаму Беларусь часта называюць сінявокай? (З-за вялікай колькасці  азёр і рэк)
  4. Якая самая буйная рыба водзіцца ў нашых вадаёмах? (Сом)
  5.  Чаму баравік называюць белым грыбам? Капялюш жа ў яго не белы? (У зрэзанага грыба ножка не цямнее, як у іншых грыбоў, а застаецца белай)

(Слайд 3 – станцыя “Геаграфічная”)

Людзі, дзе нарадзіліся і ўзгадаваліся, да таго месца вялікую любасць маюць. Ф.Скарына

Настаўнік. На перакрыжаванні чыгуначных і аўтамабільных дарог размешчаны самы вялікі горад краіны – Мінск, сталіца нашай дзяржавы. Мінск – адначасова малады і старадаўні горад. Першае летапіснае ўспамінанне аб ім адносіцца да 1067 года. У час Вялікай Айчыннай вайны Мінск быў амаль цалкам разбураны. Але за кароткі час ён адбудаваўся і стаў яшчэ прыгажэйшым. Сёння ў Мінску больш за 600 вуліц і праспектаў, шмат велічных і ўнікальных будынкаў, сярод якіх Дом урада, Палац Рэспублікі, Нацыянальная бібліятэка, новы чыгуначны вакзал і інш.

(Размова пра Полацк)

Вучань. Беларусь вельмі багатая на рэкі. Іх у нас больш за 20 тысяч – вялікіх, малых і зусім маленькіх. Самыя вялікія рэкі – Днепр, Заходняя Дзвіна, Нёман, Заходні Буг. Многія з’яўляюцца агульнымі для беларусаў, рускіх, украінцаў, палякаў, літоўцаў, латышоў.

ВучаньЗямля Беларусі!  Вачыма азёр глядзіш ты ў празрыстыя высі нябёс – гэта словы народнага паэта Петруся Броўкі. Сапраўды, у Беларусі вялікая колькасць азёр – больш за 10 тысяч. Самае вялікае возера Нарач знаходзіцца ў Мядзельскім раёне, яго плошча раўная 80 км.кв. Самае глыбокае возера Доўгае – яго глыбіня 53,7 м – размяшчаецца ў Глыбоцкім раёне. 

(Слайд 4 - станцыя “Фальклорна-літаратурная”)

Песня і казка, як у крышталі,

Свету пакажуць тайныя далі. Янка Купала

Настаўнік. У беларусаў надзвычай многа песень, казак, паданняў, прыказак, прымавак і загадак. Аўтары такіх твораў невядомыя. Гэтыя творы многія гады захоўваліся ў памяці народа, бо вусна перадаваліся з пакалення ў пакаленне. Вусная народная творчасць – перш за ўсё мастацтва слова. Давайце выканаем беларускую народную песню.

(Выконваецца песня)

Настаўнік. Ці ёсць чалавек, які не любіць казкі? Варта толькі каму-небудзь пачаць: “Жыў-быў …” або “У некаторым царстве…”, як самы заўзяты свавольнік сціхае і пачынае разам з усімі слухаць казку.

Чытайце казкі, бо няма

У іх хлусні ніколькі,

Чытайце казкі, бо яны

Нясуць нам радасць толькі,

Святлом і шчырасцю заўжды

Напоўняць нашы сэрцы.

Чытайце казкі і ў дабро

Заўсёды, дзеці, верце.

Прыйшла чарга прымавак:

  1. Зямелька-матка: і корміць, і поіць, і апранае.
  2. На Белай Русі пчолкі як гусі.
  3. Там добра дзее, дзе два аруць, а трэці сее.

  Як вы разумееце іх сэнс?

Настаўнік. У адрозненне ад фальклорнага твора ў літаратурнага заўсёды вядомы аўтар, які яго задумаў і напісаў. Нашы самыя знакамітыя пісьменнікі – Янка Купала і Якуб Колас.

Вучань. Сапраўднае імя Янкі Купалы – Іван Дамінікавіч Луцэвіч, нарадзіўся ён 07.07.1882 года у фальварку Вязынка Вілейскага раёна. Сапраўднае імя Якуба Коласа – Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч, нарадзіўся 03.11.1882 года ў засценку Акінчыцы Мінскага павета.

Знаёмства з вершам Янкі Купалы “Сын і маці”

Настаўнік. Вось і скончылася наша падарожжа. Мы зноў у нашым класе, у нашай роднай вёсцы. А ці ведаеце вы легенды і паданні аб узнікненні нашай вёскі?

Гутарка, абмен думкамі

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.