Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 158 человек
Голосование
Хотели бы Вы вернуться обратно в школу? (Для выпускников)
Всего 138 человек

Биография

Дата: 21 ноября 2013 в 09:59, Обновлено 23 декабря 2013 в 15:57

Михаи́л Степа́нович Высо́цкий (10 февраля 1928 — 25 февраля 2013).Герой Беларуси, академик, доктор технических наук, профессор, генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь, заместитель генерального директора государственного научного учреждения«Объединенный институт машиностроения» Национальной академии наук Беларусипо научной работе в области автомобильной и карьерной техники, заслуженный деятель науки и техники БССР, заслуженный работник промышленности СССР, лауреат государственных премий СССР и БССР.

М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в д. Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе рабочим, а после окончания в 1949 г. Минского автомеханического техникума – конструктором, одновременно обучаясь во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве, который окончил в 1955 г. Работал на Минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет – главным конструктором, а с 1975 г. – главным конструктором-начальником управления главного конструктора производственного объединения "БелавтоМАЗ", в которое вошли все автомобильные заводы республики. Деятельность М.С. Высоцкого связана с установлением и укреплением связей науки с производством, ориентацией научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. Уже в 1974 г. по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу. В 1975 г. созданы учебно-научно-производственное объединение "МАЗ-БПИ", а в его рамках – кафедра Белорусского политехнического института (ныне – БНТУ) "Большегрузные автомобили", руководителем которой академик М.С. Высоцкий является по настоящее время, а также создано научно-производственное объединение "Автофизтех". В 1986 г. созданы штатные лаборатории двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу. За 35 лет его работы главным конструктором (из них более 20 лет в ПО «БелавтоМАЗ») при его участии и под его руководством создано шесть поколений уникальной автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 250 тонн (более 300 моделей), большинство которых серийно выпускаются автомобильными заводами и сегодня. Всю эту технику отличают новизна и смелость инженерных решений. Среди них — применение в 60-е годы (впервые в промышленности СССР) прогрессивной компоновочной схемы «опрокидывающаяся кабина над двигателем», открывшей новый этап в отечественном автомобилестроении. Одно из важнейших достижений М.С. Высоцкого — создание в 70-е годы, впервые в СССР, на базе нового поколения автомобилей МАЗ магистральных автопоездов, а в начале 80-х годов нового семейства скоростных магистральных автопоездов МАЗ-54321, МАЗ-64221, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок и экспорта. Впервые в СССР они успешно прошли омологационные испытания по безопасности в международном центре института ЮТАК в Париже и были удостоены в 1988 году золотой медали на Пловдивской ярмарке. Выдающимся событием в истории белорусского автомобилестроения стало создание в конце 80-х годов ХХ в. под руководством Высоцкого уникальной, принципиально новой модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000 под названием «Перестройка», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Опытный образец, демонстрировавшийся на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году, стал сенсацией. «Это автопоезд XXI века» — писали о нём зарубежные журналисты. Однако, к большому сожалению, в связи с распадом великого государства «Перестройке» не пришлось пока стать массовой машиной. В начале 90-х годов по настоянию Высоцкого были созданы полноприводные трехосные автомобили МАЗ-6317 военного назначения, которые успешно прошли испытания в различных климатических зонах бывшего Союза, выдержали испытания в Африке. Эти машины известны также победами и призами на чемпионатах России и Европы по внедорожным автогонкам. Новейшее шестое поколение семейства МАЗ-6430, осваиваемое в настоящее время на Минском автозаводе, благодаря многолетнему поиску и опыту М.С. Высоцкого вобрало в себя последние достижения автомобилестроения. Оно соответствует международным требованиям на уровне Евро-2 и Евро-3. М.С. Высоцкий являлся одним из инициаторов организации на Минском автозаводе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания их первых моделей совместно с немецкой фирмой "Неоплан", что послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт. Одновременно с работой главным конструктором ПО «БелавтоМАЗ», был избран вице-президентом АН БССР с 1992 г. по 1997 г. Высоцкий М.С.смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов уже не только в интересах Минского автозавода и ПО "БелавтоМАЗ", но и всей автотрактростроительной отрасли республики, что позволило пережить острый экономический кризис в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, внося существенный вклад в формирование ВВП и наращивания экспортного потенциала страны. С 1993 г. по 2001 г. М.С. Высоцкий – директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. – генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) "Белавтотракторостроение" НАН Беларуси, с мая 2006 по июнь 2012 год – генеральный директор Государственного научного учреждения "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси". С июня 2012 года являюсь заместителем директора Государственного научного учреждения "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси" по научной работе в области автомобильной и карьерной техники. В 1995 г. для государственной поддержки автотракторостроения по инициативе М.С. Высоцкого при поддержке Президента Республики Беларусь и одобрении государственным заказчиком в лице Министерства промышленности под его руководством была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) "Белавтотракторостроение" на 1996-1998 гг., а затем на 1999-2000 гг. и 2001-2005 гг. Он же является инициатором и научным руководителем Государственной программы фундаментальных (ориентированных фундаментальных) исследований "Механика" на 1996-2000 гг. и 2001-2005 гг., которая явилась научным обеспечением в области фундаментальных исследований программы "Белавтотракторостроение". В 2002 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь М.С. Высоцкий назначается на должность генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь, на которой находится и в настоящее время. В 2002 г. во исполнение поручения Президента Республики Беларусь была разработана и с 2003 г. выполнялась Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. "Автотракторокомбайностроение", в рамках которой ее научным руководителем М.С. Высоцким определялись и сверялись цели и задачи автотракторо- и комбайностроительной отрасли Республики Беларусь, основные направления и этапы развития ее предприятий, оценивались ресурсы, необходимые для устойчивого динамичного развития автотракторокомбайностроительного комплекса. В 2003 г. под руководством М.С Высоцкого была разработана и в 2004 г. утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь укрупненная Государственная научно-техническая программа "Машиностроение", состоящей из 5 подпрограмм "Автомобилестроение, специальная техника, автотракторная электроника и электромеханика", "Тракторостроение", "Дизелестроение", "Комбайностроение", "Карьерная техника" с участием более 80 предприятий и организации, среди которых все ведущие предприятия автотракторокомбайностроения, 12 академических институтов, Белорусский национальный технический университет, 5 государственных университетов, ряд отраслевых НИИ и КБ. Для разработки, освоения и внедрения передовых технологий проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники М.С. Высоцким создан Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля. За последние годы Высоцким М.С. развита теория виртуального проектирования и испытаний мобильных машин, получены значительные результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн, выполнена большая организаторская работа по созданию и контролю государственных научно-исследовательских и научно-технических программ. М.С. Высоцкий активно работал над созданием техники ХХI века. Он был убежден, что будущее — за модульной компоновочной схемой перспективных автопоездов. В ГНТП «Машиностроение» включены работы по созданию виртуальных компьютерных систем и на их базе моделей автопоездов и тракторов. Это то, к чему он стремился, над чем работал, чему служил всю жизнь. В 2008 году к 80-летию НАН Беларуси совместно с Минским автомобильным заводом был впервые публично представлен многозвенный автопоезд, который явился воплощением передовых технических решений, которые носят прорывной характер и также связан с ГНТП «Машиностроение». Такие автопоезда — принципиально новый класс техники для перевозки различных видов грузов. Их основные преимущества состоят из значительного снижения расхода топлива на единицу массы перевозимого груза и уменьшения затрат на заработную плату водителей. В настоящее время изготовлен образец многозвенного автопоезда с электромеханической трансмиссией и управляемыми колесами грузовых звеньев. Научно-организационная деятельность М.С. Высоцкого основывается на высокорезультативной научной работе. Им опубликовано более 450 научных трудов. Издано 21 монографий, получено 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники. М.С. Высоцким подготовлено 7 докторов и 18 кандидатов наук и создана получившая широкое международное признание белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов. М.С. Высоцкий был награжден государственными премиями СССР (1970 г.) и БССР (1986 г.). Ему присвоены почетные звания "Заслуженный деятель науки и техники БССР" (1976 г.), "Заслуженный работник промышленности СССР" (1991 г.). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967 г.), Ленина (1974 г.) и Отечества III степени (1998 г.) и II степени (2004 г.), присвоено звание «Герой Беларуси» (2006 г.). Федерацией Космонавтики России награжден золотой медалью имени С.П. Королева (2003 г.), Национальным комитетом общественных наград Российской Федерацией награжден Орденом Петра Великого I степени (2008 г.), медалью Союзного государства за сотрудничество (2009 г.), присвоены звания «Почётный доктор Белорусского национального технического университета» (2008 г.), «Почетный профессор Белорусского государственного университета транспорта» (2008 г.), «Почетный гражданин Копыльского района» (2008 г.), «Почетный гражданин города Минска» (2008 г.), «Почетный гражданин Минской области» (2009 г.).
Комментарии:

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.