Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 158 человек
Голосование
Хотели бы Вы вернуться обратно в школу? (Для выпускников)
Всего 138 человек

Интегрированное обучение

Дата: 4 ноября 2015 в 17:45, Обновлено 4 сентября в 22:36
Автор: Апон С. И.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность системы специального образования


 
Образовательное направление:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.(далее)
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 №233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».(далее)
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №135 «О некоторых вопросах воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развития».(далее)
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №242 «Об учебных планах специального образования».(далее)
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».(далее)
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №94 «Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате)».(далее)
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них».(далее)
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь №132 от 25.07.2011 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (школе-інтэрнаце)”.(далее)
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №137 «Об утверждении Положения о группе продленного дня специальной общеобразовательной школы, вспомогательной школы».(далее)
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.07.2011 №69 «О некоторых вопросах изучения языков отдельными категориями лиц с особенностями психофизического развития».(далее)
11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.07.2011 №33 “Аб устанаўленні формы даведкі аб засваенні зместу адукацыйнай программы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі”.(далее)
12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 №253 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития».(далее)
13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь №90 от 19.07.2011 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении».(далее)
14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №116 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)».(далее)
 15.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2015г. №47 «Об учебных планах специального образования на 2015/2016 учебный год».(далее)
  16. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году».(далее)
  17. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году».(далее)
 
Социальное направление
:
1. Декларация о правах инвалидов. Принята на 2433 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, 09 декабря 1975г. 3447.(далее)
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята на 2027 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, 20 декабря 1971г. 2856.(далее)
3. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г.№ 2570- XII "О правах ребенка".(далее)
4. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224- XII "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь".(далее)
5. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-3 "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов".(далее)
6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.05.2011 №44 «Об установлении перечня медицинских показаний для получения общего среднего, профессионально-технического, специального образования и дополнительного образования взрослых на дому».(далее)
7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 г № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования».(далее)
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 №247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся».(далее)
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.07.2011 № 78/68/68 «Об установлении перечней специальностей, квалификаций для получения профессионально-технического образования взрослых на дому лицами с особенностями психофизического развития…..».(далее)
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2006г. № 1681 "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из вооруженных сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь".(далее)
11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь №92 от 19.07.2011 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития».

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ОПФР

«Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние

  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

  • Не скрывайте ничего от близких, держите их в курсе проблем вашего ребенка.

  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами,  почувствуйте себя сильными.

  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.

  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

    • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

    • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению, есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

    • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

Полезные ссылки

president.gov.by

— Интернет-портал Президента Республики Беларусь

edu.gov.by

— Министерство образования Республики Беларусь

adu.by

— Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

pravo.by

— Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

mir.pravo.by

— Детский правовой сайт

belarus.by

— Официальный сайт Республики Беларусь

http://www. giac.unibel.by

Главный информационно-аналитический центр Мин. образования РБ

http://www.logoped.ru/

Логопед

http://www.specialneeds.ru/

Дети с нарушениями речи

http://www.logopunkt.ru/

Логопункт

http://www.pomorsu.ru/library/pedagog

Логопедическая библиотека

http://www.pedlib.hut.ru/Book/pravdina

Педагогическая библиотека

http://www.logoped.org/

http://www.mavicanet.com/

http://www.logoped.org/

Методика (логопедия)

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1201/index.htm

Артикуляционная гимнастика

http://ivalex.vistcom.ru/

Все для детского сада

http://disgraphik.narod.ru/

Вы знакомы с проблемой дисграфии?

http://babyroom.narod.ru/metod.html

Беби-рум (Детская комната)

http://www.stuttering.ru/

Заикание

http://www.dictor.ru/

Заикание точка нет

http://www.detisite.ru/

Дети-сайт

http://www.logos.pp.ru/

Кабинет логопеда, психолога

http://www.logoped18.narod.ru/

Логопед – советы родителям

http://www.logopedplus.ru/

Логопед +

http://www.academy.edu.by/sites/logoped/

Логопедия по пятницам

http://ise.edu.mhost.ru/

Институт коррекционной педагогики

http://logopediya.narod.ru/library.html

Сайт логопеда (библиотека)

http://n-t.ru/ri/pl/zz.htm

Среди запахов и звуков

http://apatity.fio.ru/projects/pr929/index.htm

Устранение ТНР средствами логоритмики

http://dyslexia.ru/

Дислексия

http://www.solnet.ee/

Детский портал «Солнышко»

http://www.detstvo-press.ru/price.php

Детство-пресс (новые книги)

http://www.defectolog.ru/

Дефектолог

http://yarchc.nordnet.ru/

Центр помощи детям

http://chado.ru/

Чадо

 


 

Дорогие родители!


 Данный консультационный материал  предназначен для стимуляции речевого развития детей первого года жизни, а именно младенцев в возрасте от 6 до 12 месяцев. В этот период у ребенка появляется живой интерес к изучению окружающего мира, он уже способен рассматривать объект, на который указывают или со свойствами которого, знакомят его взрослые.
Многократно показывая ребенку один и тот же предмет и при этом упот¬ребляя его название, взрослый формирует у ребенка образ этого предмета, показывает ему, что произносимое им слово обозначает этот предмет.
Заметный интерес к новым словам появляется у малыша в возрасте 9— 12 месяцев — он прислушивается к словам, обозначающим предметы или лю¬дей, которых он рассматривает.
А что же происходит на более ранних этапах?
Приблизительно в возрасте 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да и т. д.) и является ни чем иным, как речевой игрой малы¬ша, своеобразными упражнениями в произнесении звуков.
Зачастую, услышав такой лепет, мама считают, что ребенок начал гово¬рить. Услышав «мама», она радуется и живо откликается на лепет малыша, берет его на руки, улыбается ему. Спустя некоторое время ребенок начина¬ет замечать, что произносимый им звук вызывает немедленную реакцию мамы, и «мама» постепенно становится словом, приобретает смысл, связы¬вается с образом матери.
То же самое происходит и с другими словами, обозначающими ближай¬ших людей в окружении малыша. Слова «папа» и «баба» тоже появляются из лепета. После того как ребенок в очередной раз произносит слово «папа» («баба»), а мама берет малыша на руки и показывает ему на папу (или на ба¬бушку). Тем самым мама помогает малышу связать его образ с произноси¬мыми ребенком звукокомплексами.
Помимо врожденного интереса к людям малыш проявляет не меньший ин¬терес к животным.
Если вы гуляете с малышом и он имеет возможность сидеть и рассмат¬ривать происходящее вокруг в открытой коляске или в рюкзачке-кенгуру, вы замечаете, с каким интересом он наблюдает за встречающимися животны¬ми. Обычно в такой ситуации вы показываете малышу на собаку или кошку, приговаривая: «Смотри, это киса. Киса говорит: «Мяу!» Таким образом вы демонстрируете малышу, что произносимое вами слово или звукоподража¬ние имеет отношение к вполне определенному объекту. Позже (ближе к году) можно учить малыша подражать тому, что вы произносите.
На первых этапах «обучения» вы можете повесить рядом с кроваткой ма¬лыша (так, чтобы он имел возможность её рассматривать)  картинку и время от времени, указывая малышу на нее, объяснять: «Смотри, это соба¬ка. Собачка говорит: "Ав-ав!"» Через несколько дней поменяйте картинку и повторите этот «урок». Спустя некоторое время, познакомив малыша со все¬ми изображениями животных, попробуйте повесить две картинки рядом и попросите малыша: «Покажи, где киса? А где собачка?». Если малыш не справляется с этой задачей, помогите ему. Укажите ручкой малыша на изоб¬ражение того животного, которое вы называете.
То же самое проделайте и с картинками, изображающими те или иные действия. Бросьте игрушку на пол, сопроводив свои действия словом: «Бах!» А потом поднесите малыша к картинке и покажите ему: «Смотри, мальчик бросил игрушку на пол. Бах! Игрушка упала!»
Малыш начинает самостоятельно употреблять слова-звукоподражания приблизительно на девятый месяц жизни. Однако необходимо еще раньше начинать стимулировать способность малыша подражать звукам животных. Для этого:
• многократно повторяйте эти звуки, указывая на то животное, звук     которого вы произносите;
• попытайтесь заинтересовать малыша в повторении за вами этого звука;
• не забывайте поправлять малыша, если он неправильно произносит этот звук!
Успехов вам!
Проверьте, умеет ли это ваш годовалый малыш!
К концу первого года жизни ребенок:
• может сделать несколько шагов, если взрослый поддерживает его за одну руку;
• подает игрушку взрослому и может удержать одной рукой два малень¬ких кубика;
• следит взглядом за игрушкой, которая перемещается в разных направ¬лениях;
• уверенно реагирует на разнообразные звуки (звонок колокольчика,
шуршание бумаги, музыку), поворачивая голову в сторону источника звука.
• может поставить один кубик на другой, сложить кубики в коробку, а за¬
тем достать их оттуда;
• снимает кольцо с пирамидки, если взрослый показал, как это делается;
• реагирует голосом на музыку;
• говорит хотя бы 2 осмысленных слова на «детском языке»;
• может выполнить простейшую просьбу (принести игрушку, мяч);
• различает знакомых и незнакомых людей;
• самостоятельно пьет из чашки, пытается есть ложкой;
• смотрит и гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.
ПМПК
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) создается для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития с первого сентября текущего учебного года приказом директора
Режим работы ПМПК
• Один раз в неделю (среда)  в период с 1 сентября  по 1 марта  
• С 1 марта по 1 июня ежедневно  по графику
Изменение периодичности заседаний ПМПК обусловлено изменениями потребностей учреждений образования  города в проведении комплексной диагностики. Для структурирования данного процесса составляются графики работы на основании запросов учреждений образования.
Заседания проводятся на базе ГУО «ЦКРОиР Копыльского района» и в учреждениях  образования.
        Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем предоставляются следующие документы:
•   выписка из медицинских документов;
•  медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
•   педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

Комплексный подход в обучении и воспитании детей
с особенностями психофизического развития


Субъекты Ведущие функции

Учитель класса Обучение ребенка с особенностями психофизического развития  на основе его учебно – познавательных возможностей
Учитель- дефектолог Коррекция мыслительных процессов, развитие высших психических функций, коррекция нарушений чтения и письма, развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных умений.
Психолог Диагностика и выявление индивидуальных качеств в личности, программирование возможностей ее коррекции, выработка мотивационных процессов к обучению, коррекция эмоционально-волевой сферы, адаптация ребёнка в классе, изучение межличностных отношений в классе, профилактика вторичных нарушений
Социальный педагог Изучение социальной  адаптации  ребенка в семье, взаимодействие  с семьей, формирование и развитие воспитывающего потенциала семьи
Воспитатель ГПД Диагностический контроль по вопросам социальной адаптации ребенка в семье, в детском коллективе. Развитие личности  ребёнка с  особенностями психофизического развития, привлечение его к коллективным делам группы, к совместным играм.
Учитель физической культуры Определение дефектов физического развития ученика, развитие общей моторики, формирование умения выполнять жизненно-важные движения. Преодоление или ослабление отклонений в физическом развитии
Учитель музыки и пения Формирование элементов музыкальной культуры, коррекция и развитие слухового восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств
Учитель ИЗО  Формирование представлений о взаимосвязи искусства с жизнью, развитие эмоциональной сферы, коррекция познавательной деятельности ученика   
Учитель трудового обучения Формирование представлений и знаний об организации рабочего места, правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований на занятиях с различными материалами, назначение и названия инструментов. Формирование двигательных трудовых навыков, коррекция мелкой моторики
Родители Формирование общественно- значимой личности, создание условий для ее развития в семье, дома
Детский коллектив, классный руководитель Коррекция оценки и самооценки личности. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольной регуляции поведения. Формирование моральных представлений. Обеспечение возможности самовыражения ребёнка с ОПФР. Развитие коммуникативных навыков.
Администрация школы Координация усилий субъектов по созданию условий социально- психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе
Ребенок в школе Получение образования в соответствии с интеллектуальными возможностями.


 
Психологическое сопровождение детей с ОПФР

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально психолого- педагогической службы.
Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования.
Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.                                                                  
В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него.  Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Задачи психологического сопровождения:
•         предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
•          помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
•          коррекция эмоционально – волевой сферы;
•         всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;
•         утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
•         коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
•         рассмотрение конфликтных аспектов;
•         включение родителей в деятельность группы сопровождения;
•         повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
 
Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
1.  систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
4.  систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, педагог социальный.
 
Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения ребенка с ОПФР.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1.   установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
            2.  определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
3. подготовка необходимой документации :
психологическое представление на начало учебного года;
психологическое представление на конец учебного года;
карта углубленного психологического обследования;
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения с комплексной программой сопровождения (заполняется психологическая часть);
Другие рабочие документы по необходимости (коррекционные программы, диагностические материалы, результаты консультаций).
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у родителей, так и у специалистов по сопровождению.
Ориентировочный этап включает следующие задачи:
1. установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
2.  установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;
3. ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
4.  совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
1.       создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2.       утверждение этой программы со всеми специалистами, работающим с ребенком.
Составление программы сопровождения возможно только после тщательного  психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1.   оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ОПФР для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;
2.  оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса;
3.   научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, дефектологами, логопедами, учителями, воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.
Деятельностный, самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.
При этом не может быть отдельной работы с ребенком,  и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.
Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.
  Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.


Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития

 Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Цель работы группы: успешная социализация детей с ОПФР, повышение качества их образования, а также уровня компетентности всех участников педагогического процесса за счёт внедрения комплексного психолого – педагогического сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•        предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
•     помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
•         коррекция эмоционально – волевой сферы;
•         психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
•        всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
•        утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
•        коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
•        рассмотрение конфликтных аспектов;
•        включение родителей в деятельность группы сопровождения;
•        повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

 Принципы психолого-педагогического сопровождения.
1.    Рекомендательный характер.
2.    Приоритет интересов сопровождаемого.
3.    Непрерывность сопровождения.
4.    Мультидисциплинарность.
 Этапы сопровождения:
1.    Аналитический.
2.    Диагностический.
3.    Практический.
4.    Рефлексивный.
 
 Факторы успешной работы группы:
•         необходимость тщательной диагностики;
•          необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
•          необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
•          необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
•          включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
 
 Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
•         сбор информации о ребёнке;
•         анализ полученной информации;
•         этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей специалистами; составление плана комплексной помощи для каждого  воспитанника;
•         консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;
•         выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
•         анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?);
•         дальнейший этап развития ребёнка (что делаем дальше?).

 Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
 Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.

 Учитель-дефектолог.
•         проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
•         осуществление образовательной работы;
•         осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

 Учитель класса.
•         выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
•         учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.


 Воспитатель группы продленного дня.
•         определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
•         реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

 Педагог-психолог.
•         психологическая диагностика (в рамках ПМПК);
•         психологическое консультирование.

 Педагог социальный.
•         объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
•         изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
•         решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

 Медицинский работник Семежевской УБ.
•         организация и контроль антропометрии;
•         разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;

 Области деятельности специалистов.
 Педагог-психолог.
•         результаты познавательной сферы ребенка;
•        особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
•         особенности межличностных отношений ребенка;
•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

 Педагог социальный.
•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
•         конфликтные аспекты в работе с семьей.

 Учитель-дефектолог.
•         трудности в усвоении программы;
•         поведенческие особенности ребенка;
•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
•         особенности речевого развития ребенка;
•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
•         возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель.
•         навыки самообслуживания;
•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки.
•         способности к творческой деятельности;
•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры.
•         активность на занятиях;
•         предпочтения в упражнениях;
•         понимание команд, координация движений.

 Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- определение направлений деятельности.
• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.
• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
• Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.
 


Система социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ОПФР
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально психолого- педагогической службы.    Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, актуализацию исследований, посвященных разным аспектам истории, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования. Сегодня актуальным является не только переименование специальных школ, внедрение более гуманных терминов, но и проведение разъяснительной работы среди педагогов, населения, подключение средств массовой информации к работе, направленной на формирование гуманного отношения к лицам с ОПФР.      Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми с ОПФР, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей, определенных моделью деятельности, педагог должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей деятельности, иными словами, определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.       Процесс обучения и воспитания детей с ОПФР предъявляет высокие требования не только к профессиональной компетентности, но и к личностным качествам и ценностным ориентирам педагога.    Совершенно обязательно для педагога гуманистические ценностные ориентации: уважение к человеческой личности, представление о ребенке как о самоценной, саморазвивающейся личности; осознание своей роли наставника и организатора, обеспечивающего процесс обучения стойко неуспевающего ребенка.
Цели психолого-педагогического сопровождения:
1. Реализация права детей с ОПФР на получение  квалифицированной корекционно-педагогической помощи.
2. Создание необходимых условий для успешной социализации детей.
3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития путем реализации комплекса просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для развития, обучения, воспитания и социализации личности.
Объект сопровождения: образовательный процесс.                Предмет сопровождения: социальная ситуация развития ребенка.                   Направления деятельности:
1. Информационно-аналитическое.
2. Профилактическое
3. Диагностическое
4. Коррекционно-развивающее
5. Просветительское.
По психолого-педагогическому сопровождению детей с ОПФП планируются программные мероприятия, включающие в себя: работу с детьми, работу с родителями и с педагогическим коллективом.
Работа с детьми включает:
- комплексное (итоговое) психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОПФР с целью выявления уровня развития и определения, и уточнение образовательного маршрута;
- составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с учетом их познавательных и физических возможностей;
- организация в школе занятий по интересам и вовлечение детей с ОПФР в значимую для них деятельность;
-привлечение детей с ОПФР к участию в общешкольных мероприятиях;
- изучение межличностных отношений в детском коллективе, процесса адаптации вновь прибывших детей в классе;
-диагностика детско-родительских отношений;
-углубленная диагностика познавательной сферы личности ребенка с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения.
Работа с родителями включает:
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей (по результатам диагностики);
-проведение общешкольных родительских собраний по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОПФР;
- привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
-посещение семьи с целью изучения условий воспитания и развития ребенка;
-диагностика детско-родительских отношений.
Работа с педагогическим коллективом включает:
• консультирование педагогов по завершении диагностического обследования по вопросам учебно-воспитательного процесса детей;
• осуществление тематического консультирования;
• проведение практикума «Психолого-педагогическое обследование детей и составление карты учета динамики развития»;
• проведение совещаний с педагогами школы по вопросам образования детей с ОПФР в условиях интеграции;
• проведение семинара для администрации и педагогического коллектива учреждения образования «Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения»;
• посещение уроков, занятий, внешкольных мероприятий с целью сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОПФР;
• изучение особенностей отклонения и общения педагогов с детьми;
• разработка рекомендаций для педагогов по результатам диагностики с целью профилактики и коррекции возможных отрицательных влияний на развитие личности ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.